КЛИНИКА НЕВРОЗА: причины возникновения невроза скрываются в детстве пациента

Автор:aif.ru/health/article/41798

По сообщениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние 65 лет число людей, больных неврозами, выросло в 24 раза. Этими недугами страдают люди всех возрастов, но истоки заболеваний обычно кроются в детстве.

Наш эксперт – врач-психиатр, кандидат медицинских наук Инна Пархоменко.

Подростковый возраст – одно из самых сложных испытаний в жизни хотя бы потому, что это – первая большая трудность, с которой приходится сталкиваться неопытным юнцам. В это время у молодых людей меняется внешность, идет активный рост, происходит бурная гормональная перестройка, формируется сексуальное влечение, возникает настойчивая необходимость определиться с выбором жизненного пути. Любое из этих обстоятельств в состоянии поколебать психологическое равновесие и привести к неврозу.

Откуда что берется?

Чтобы помочь ребенку с наименьшими потерями пережить трудный возраст, родители должны в этот период быть к нему крайне внимательны, уважительны, снисходительны и терпеливы. Неврозы относятся к обратимым состояниям, поэтому, если не отмахиваться от проблемы, а вовремя придти на помощь, неприятных последствий в будущем можно будет избежать. А если болезнь не лечить более пяти лет, то потом что-то исправить будет очень трудно. В этом случае, как говорят врачи, больному уготовано «невротическое развитие личности». Поэтому при неврозе родительская любовь – лучшее лекарство. Только не надо путать любовь с гиперопекой – одним из факторов риска для развития этого заболевания. Кстати, о других факторах. Вот они:

● Ошибки в воспитании, которые служат источником психотравмирующих ситуаций. Педагогических огрехов много: чрезмерная опека, завышенные требования к ребенку, излишняя родительская жесткость и авторитарность, игнорирование психологических особенностей и интересов ребенка…

● Нервные и физические перегрузки, отсутствие режима.

● Неблагоприятная психологическая обстановка в семье и школе.

● Особенности личности ребенка (совокупность характера, темперамента, типа высшей нервной деятельности…).

● Биологические причины (церебрально-органическая недостаточность как следствие родовой травмы или черепно-мозговых травм, а также частые инфекционные заболевания, перенесенные в детстве, слабое здоровье в целом).

Найдите отличия

Интересно
В последнее время получил распространение такой вид лечения, как библиотерапия (лечение чтением): специалист клиники неврозов подбирает пациенту произведение, герой которого страдает тем же неврозом, что и сам больной. В конце книги персонаж своими силами справляется с болезнью, тем самым вдохновляя читателя и подавая ему нужный пример.

Термин «невроз» появился во второй половине XVIII в. Его впервые употребил шотландский врач У. Келлен в 1776 г. Под этим словом подразумевались разные состояния, но вот уже более полутора веков, как закрепилась единая точка зрения: невроз – это психогенное заболевание, не сопровождающееся органическими повреждениями мозга. Это состояние пограничное между нормой и патологией, поэтому очень важно его отличать от психоза.

На заметку
Психоз Невроз
Начинается
незаметно
Имеет четкое начало (как правило, ему предшествует психическая травма или длительный хронический стресс).
Проявляется психическими нарушениями Проявляется не психическими, а в основном вегетативными, соматическими и аффективными нарушениями.
Больной не осознает наличия у него болезни Больной сильно переживает из-за своей проблемы, сохраняет критическое отношение к действительности.
Приводит к изменению личности больного Личность больного остается прежней.
Трудно поддается излечению Если не запускать, это обратимое состояние.

Сила любви

В клинике неврозов лекарства при коррекции неврозов играют лишь вспомогательную роль. Их чаще назначают при неврастении, реже при неврозе навязчивых состояний и почти никогда – при истерии. А главный метод лечения в нашей клинике неврозов – психотерапия, цель которой – отыскать и нейтрализовать имеющийся у больного внутренний конфликт. Это достигается разными путями: беседами, в ходе которых обесцениваются недостижимые цели и находятся новые, реальные перспективы. Широко используется групповая и индивидуальная психотерапия, арт- и музыкотерапия. Довольно широко применяют аутогенную тренировку. Психотерапевт подбирает словесные формулы, а затем больной уже самостоятельно повторяет их про себя в течение 15–20 минут каждый день.

Кстати
Средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков – 5; у девочек – 6,5 лет. Иногда невротизация формируется и раньше – у 2–3‑летних малышей. А подростковые неврозы, как правило, всего лишь следствие проблем, тянущихся из раннего детства. Период «пубертатного кризиса» не дает резкого скачка этих заболеваний, просто в этом возрасте невротические симптомы «заменяются» нарушениями поведения. То есть глубинные переживания и скрытые проблемы выходят наружу и становятся очевидными не только для самого невротика, но и для окружающих. Поэтому так важно беречь психику ребенка с малых лет.

Также для невротика важен щадящий режим труда и отдыха, достаточный сон, чередование физических и умственных занятий. Однако если при неврастении покой и уединение – это лекарства, то при неврозе навязчивых состояний безделье и одиночество могут лишь навредить. Таких больных нужно приобщать к активной групповой деятельности и, в частности, к спорту. Но начинать надо не с игровых видов спорта, где подразумевается момент состязательности и взаимодействия с другими людьми, а с обще­укрепляющих занятий: бега, прыжков, гимнастики, катания на лыжах, велосипеде.

Лучше, если лечение неврозов в клинике неврозов у подростков осуществляется амбулаторно, не мешая им продолжать учиться или работать. Но едва ли не самое важное – наладить ситуацию в семье, сделав все для того, чтобы подросток был уверен, что его уважают, любят и ценят, с его мнением считаются.

КЛИНИКА НЕВРОЗОВ ХОРОШИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ (МОСКВА)

Категория: КЛИНИКА НЕВРОЗОВ, КЛИНИКА НЕВРОЗОВ НА ШАБОЛОВКЕ, КЛИНИКА НЕВРОЗОВ МОСКВА, ПСИХОТЕРАПЕВТ МОСКВА | Добавил: Prosvetlenniy (07.07.2013)
Просмотров: 2078 | Рейтинг: 0.0/0